General Information

Improving Legislation and Formation of Modern International Legal Framework of Cooperation

In 2011 the Company worked together with the governmental bodies on the foreign trade issues pertinent to foreign trade interest of the nuclear industry with regard to improving existing legislation and contractual legal framework of international cooperation.

On Amendments to the Decree of the Russian Federation Government as of 15 December 2000 № 973 "On the Export and Import Of Nuclear Materials, Equipment, Special Non-Nuclear Materials and Relevant Technologies"

In order to eliminate the risks associated with ambiguous qualification of non-recoverable traces in the containers 30B and 48Y used for transporting uranium hexafluoride and simplify the procedure of their crossing the border in accordance with the existing legislation, in 2011 the Company initiated the amendments into the Decree of the Russian Federation Government as of 15 December 2000 № 973 "On the export and import of nuclear materials, equipment, special non-nuclear materials and relevant technologies".

As a result of the introduced measures the Decree of the Russian Federation Government as of 01 October 2011 № 809 "On amending the statute on the export and import of nuclear materials, equipment, special non-nuclear materials and relevant technologies" states that the containers with non-recoverable traces of uranium hexafluoride have been included into the list of products that do not require obtaining a licence from the Federal Service for Technology and Export Control (FSTEC).

In addition, the same decree specifies the procedure for obtaining the decision of the Russian Government for starting negotiations with a view to signing contracts or achieving other agreements that envisage export or joint use of critical nuclear pro-ducts, not only with the federal executive bodies and the State Atomic Energy Corporation ROSATOM, but with other Russian foreign trade participants.

Administrative Arrangements to the Inter-Governmental Agreements with Australia, Canada and the USA

The Company's experts participated in preparing the following documents for signing:

  • in June 2011 – the Memorandum of understanding to the Russian-Australian inter-governmental agreement on cooperation in peaceful use of atomic energy of 2007;
  • in December 2011 — Administrative arrangements to the Russian-Canadian inter-governmental agreement on cooperation in peaceful use of atomic energy of 1989.

After these documents have been signed it became possible to import Australian and Canadian natural uranium for processing in Russia in the interests of the Company's foreign customers.

During the reporting year the Company's experts have been involved in developing and approving with their American counterparts the Administrative arrangements to the Russian-American inter-governmental agreement on cooperation in peaceful use of nuclear energy ("123 Agreement") that came into effect on 11 January 2011. As a result of constructive dialogue this document was prepared and signed in December 2011.

Suspension Agreement

In the reporting year the Company still focused on the issue of modification of so-called "re-export regime", i.e. the regime of temporary import of the Russian enriched uranium to the US for the fabrication of nuclear fuel under the contracts with third-party countries, which was settled under the 1992 Suspension agreement and a 1997 Amendment to this agreement.

The existing re-export limits are not sufficient for the modern scale of business. They limit the development of trade in Russian uranium products with clients in the countries that produce nuclear fuel for their reactors on the territory of the United States. After the Fukushima accident this problem has acquired one more aspect – a risk of exceeding the terms, which were set in the Suspension agreement, of exporting the fuel made of Russian EUP from the US by Japanese clients. This can result not only in breaching the terms of the Suspension agreement with regard to the terms of export, but also in reducing the Russian re-export quota for the amount of materials that have not been exported in a timely manner.

In June 2010 on the Company's initiative Sergey Kirienko, the Director General of the State Atomic Energy Corporation ROSATOM sent a suggestion to the US Ministry of Commerce to start the consultations on the issue of re-export and simultaneously providing JSC "TECHSNABEXPORT" with the required authority to hold such consultations.

The first round of consultations with the US Department of Commerce, which took place in November 2011 in Washington, featured constructive discussions of possible approaches to solving the problem.

Общие сведения

Совершенствование законодательства и формирование современной международной договорно–правовой базы сотрудничества

В 2011 году Общество осуществляло взаимодействие с органами государственной власти по вопросам, затрагивающим внешнеэкономические интересы отрасли в части совершенствования действующего законодательства и правовой базы международного сотрудничества.

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий»

В целях предотвращения рисков, связанных с неоднозначной квалификацией неизвлекаемых остатков, содержащихся в используемых для транспортировки гексафторида урана контейнерах 30В и 48Y, и приведения упрощенного порядка их перемещения через границу в соответствие с действующим законодательством, Обществом в 2011 году был инициирован процесс внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий».

В результате проведенной работы постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 809 «О внесении изменений в Положение об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» контейнеры, содержащие неизвлекаемые остатки гексафторида урана, были включены в перечень товаров, в отношении которых не требуется оформление лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Кроме того, этим же постановлением был уточнен порядок в части необходимости получения решения Правительства России на проведение переговоров в целях заключения соглашений или достижения иных договоренностей, предусматривающих экспорт или совместное использование критичной ядерной продукции, не только федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», но и другими российскими участниками внешнеэкономической деятельности.

Административные договоренности к межправительственным соглашениям с Австралией, Канадой и США

При участии специалистов Общества подготовлены к подписанию:

  • в июне 2011 г. — Меморандум о взаимопонимании к российско-австралийскому межправительственному соглашению о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях от 2007 года;
  • в декабре 2011 г. — Административные договоренности к российско-канадскому соглашению о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 1989 года.

С подписанием указанных документов стал возможным ввоз в Россию на переработку природного урана австралийского и канадского происхождения в интересах зарубежных заказчиков Общества.

В течение отчетного года специалисты Общества также были вовлечены в процессы разработки и согласования с американской стороной Административных договоренностей к вступившему в силу 11 января 2011 г. российско-американскому межправительственному соглашению о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии («Соглашение 123»). В результате конструктивного диалога указанный документ был разработан и подписан в декабре 2011 г.

Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования

В фокусе работы Общества в отчетном году по-прежнему находился вопрос модификации так называемого режима реэкспорта, то есть режима временного ввоза на территорию США российского обогащенного урана для фабрикации ядерного топлива по контрактам с заказчиками из третьих стран, установленного заключенным еще в 1992 году СПАР и Поправкой к нему 1997 года.

Действующие реэкспортные лимиты недостаточны для современных масштабов бизнеса и сдерживают развитие торговли российской урановой продукцией с потребителями из стран, осуществляющих производство ядерного топлива для своих реакторов в США. После аварии на АЭС Fukushima у этой проблемы появился еще один аспект: риск превышения установленных СПАР сроков вывоза японскими заказчиками из США топлива, изготовленного из российского ОУП, что может привести не только к нарушению условий СПАР по срокам вывоза, но и к сокращению российской реэкспортной квоты на количества, вывоз которых не был своевременно осуществлен.

В июне 2010 г., по инициативе Общества, генеральным директором Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко было направлено обращение в Минторг США с предложением приступить к консультациям по проблематике реэкспорта с одновременным предоставлением соответствующих полномочий ОАО «Техснабэкспорт» на ведение таких консультаций.

Первый раунд консультаций с Минторгом США, в ходе которого в конструктивном ключе были обсуждены подходы к возможному урегулированию проблемы, состоялся в ноябре 2011 г. в Вашингтоне.